ИНСТРУКЦИЯ № 24
по безопасности жизнедеятельности
для проведения первичного инструктажа с обучающимися
1.
Общие положения
1.1. Инструкция первичного
инструктажа по безопасности жизнедеятельности обучающихся в учебных кабинетах и
классных комнатах распространяется на всех участников учебно-воспитательного
процесса.
1.2. Выполнение данной
инструкции является обязательным для всех лиц, которые проводят занятия в
данном кабинете или классной комнате.
1.3. Первичный инструктаж с
учащимися проводит заведующий кабинетом, классный руководитель в начале каждого
семестра.
1.4. Добросовестно соблюдайте
Правила для учащихся школы, правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем
месте.
1.5. Парты, столы, стулья и
другая мебель в помещении должны установлены так, чтобы проходы и выходы из
кабинетов были свободными.
1.6. Во время перерывов
очередной из числа учеников следит за поведением учеников и подготовкой
кабинета или классной комнаты к уроку.
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Освободите рабочее место
от лишних предметов и материалов.
2.2. Запрещается использовать
материалы с поврежденной изоляцией, хранить в них легковоспламеняющиеся
жидкости, обертывать бумагой или тканью электрические лампы.
2.3. Не пользуйтесь
неисправными мебелью или оборудованием.
2.4. При использовании
электрооборудования, проверьте их исправность, наличие и надежность крепления
защитных средств и соединения защитного заземления, зануления.
2.5. Начинайте выполнять
задания только с разрешения учителя.
3.
Требования безопасности во время работы
3.1. Выполняйте только ту
работу, которую поручил учитель.
3.2. При использовании электрооборудования
запрещается:
- Использовать кабели и провода с поврежденной
изоляцией, потерявшей защитные свойства;
- Переносить включенные приборы, ремонтировать
оборудование, находящееся под напряжением;
- Оставлять без присмотра включенные в электросеть
нагревательные приборы, оборудование;
- Пользоваться поврежденными и неисправными розетками,
включателями, светильниками, то электроприборами;
- Применять бытовые электронагревательные приборы
(утюги, кипятильники, чайники, калориферы и т.д.);
- Применять самодельные удлинители, которые не
соответствуют требованиям ПУЭ, по переносным электропроводам.
3.3. Запрещается
самостоятельно устранять неисправности электросети и электрооборудования.
3.4. Во время работы в
кабинете не пейте воды и не употребляйте пищу.
3.5. Запрещается выходить из
помещения во время занятия без разрешения учителя.
4.
Требования безопасности после окончания работы
4.1. После окончания занятий
в кабинете или классной комнате выключите электроприборы, освещение.
4.2. Приведите в порядок
рабочее место, уберите мусор.
4.3. Не оставляйте рабочее
место без разрешения учителя.
4.4. Во время перерывов
следуйте общешкольных правил поведения, передвигайтесь спокойно без резких
движений.
4.5. Во время влажной уборки
необходимо выйти из помещения. Заходить в классную комнату или кабинет
разрешается после полного высыхания пола.
5.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При обнаружении
неисправностей в электрических устройствах, находящихся под напряжением,
немедленно отключите источник электропитания. Сообщите об этом учителя или
администрацию школы
5.2. Не устраняет
неисправности электросети и электрооборудования самостоятельно.
5.3. В случае возникновения
пожара необходимо срочно сообщить учителю или позвонить по номеру 101.
5.4. При эвакуации из
заведения соблюдать дисциплину, не паниковать, и не отлучаться от учителя,
который проводит урок по расписанию.
5.5. В случае травмирования
необходимо срочно сообщить учителю, классному руководителю, или медицинскому
работнику.
5.6. В случае резкого
нарушения или отсутствия дыхания, остановки сердца немедленно приступить к
оказанию первой доврачебной помощи: проведение искусственного дыхания и
наружного массажа сердца, немедленно вызвать по телефону 103 скорую медицинскую
помощь.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 56
по правилам безопасного поведения на водоемах в летний,
осенне-зимний и весенний периоды
В летнее время:
1.
Входите в воду быстро, и во время купания не стойте
без движения. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды.
2.
Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (игры в
футбол, бег и т. д.). Перерыв между приемом пищи и купанием должен быть не
менее 45-50 минут.
3.
В холодную погоду, чтобы согреться, проделайте
несколько легких физических упражнений.
4.
Не купайтесь больше 30 минут, если вода холодная, достаточно 5-6 минут.
5.
При ушных заболеваниях не прыгайте в воду головой вниз.
6.
Не оставайтесь при нырянии долго под водой.
7.
Выйдя из воды, вытритесь насухо и сразу оденьтесь.
8.
Почувствовав усталость, сразу плывите к берегу.
9.
При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде и зовите на
помощь.
10. При
оказании вам помощи не хватайте спасающего, а помогите ему буксировать вас к
берегу.
Запрещается:
1.
Входить в воду разгоряченным (потным).
2.
Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведенного для купания).
3.
Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.
4.
Купаться при высокой волне.
5.
Прыгать с вышки, если вблизи от нее находится другие пловцы.
6.
Толкать товарища с вышки или с берега.
Безопасность на льду:
1.
Лед, зеленоватого оттенка, толщиной 7см – безопасный,
он выдерживает одного человека.
2.
Непрочный лед около стока вод (с фабрик, заводов).
3.
Тонкий или рыхлый лед - вблизи камыша, кустов, под сугробами.
4.
Площадки под снегом следует обойти.
5.
Ненадежный тонкий лед - в местах, где бьют
ключи, быстрое течение или там, где впадают в реку ручьи.
6.
Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.
7.
При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться
проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед
тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить
предстоящий маршрут.
8.
При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга
(5-6 метров).
9.
Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах,
при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные
палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае
опасности сразу их отбросить.
10. Если есть рюкзак,
повесьте его на одно плечо.
11. Если
вы провалились, необходимо широко раскинуть руки по кромкам льда, удерживаться
от погружения с головой.
12. Не
паникуйте, старайтесь без резких движений выбираться на лед, наползая грудью и
поочередно вытаскивая на поверхность ноги.
13. Выбравшись из пролома,
нужно откатиться и ползти в сторону, обратную направлению движения.
14. Добравшись до берега,
идите быстро домой, переодевайтесь в сухую одежду, выпейте горячий чай.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 57
при работе по уборке школьной территории
1.1. К работе
на пришкольной территории допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по
охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
1.2. Ученики
при работе на пришкольной территории должны соблюдать правила поведения,
установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе
на пришкольной территории возможное влияние на учеников следующих опасных и
вредных производственных факторов:
- Перенос веса более
допустимой нормы;
- Травмы при небрежном
использовании сельскохозяйственного инструмента;
- Травмирование рук при
очистке почвы от посторонних предметов и при прополке участков без
использования перчаток;
- Заражение
желудочно-кишечными болезнями.
1.4. При работе
учащихся на пришкольной территории обязательно иметь аптечку с набором
необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при
травмах.
1.5. О каждом
несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязательно,
немедленно сообщить руководителю проведения работ, который сообщает
администрации школы. При неисправности сельскохозяйственного инструмента
прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
1.6. В процессе
работы учащиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять
рабочий инструмент, соблюдать правила личной гигиены.
1.7. Ученики,
которые допустили невыполнение или нарушение инструкции по охране труда,
привлекаются к ответственности, и со всеми учениками проводят внеплановый
инструктаж по охране труда.
2.1. Надеть
соответствующую сезону и погоде одежду и обувь, не стесняющие движений. В
жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке
участков надеть перчатки.
2.2. Проверить
и исправить заточки сельхозинвентаря.
2.3. Убедиться
в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Соблюдать
осторожность при работе с использованием сельхозинвентаря, переносить его
только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг
друга броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять
заостренной частью на себя и на своих товарищей.
3.2. Не
используйте сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы
взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого учащимися до 10 лет,
не должна превышать 400-600 гр. Ручки рабочего инвентаря должны быть округлыми,
гладкими, без заусенцев и трещин, прочно насаженными. В диаметре меньше, чем
для взрослых.
3.3. При
переносе земли, воды, удобрений и др., не превышать допустимую норму переноски
тяжестей для учащихся
- Для учащихся начальных классов - не больше 3 кг
- Для учащихся 14 лет (девушки / юноши) - 3,0 кг
/ 6,0 кг.
- Для учащихся 15 лет (девушки / юноши) - 4,0 кг
/ 7,0 кг.
- Для учащихся 16 лет (девушки / юноши) - 5,0 кг
/ 11,0 кг.
- Для учащихся 17 лет (девушки / юноши) - 6,0 кг
/ 13,0 кг.
3.4. Для
предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также
после каждых 45 мин. работы делать перерыв на 15 мин. для активного отдыха.
3.5. Общая
продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна
превышать: для учащихся 1-4 классов - 2:00, для учащихся 5-7 классов - 3:00,
для учащихся 8-9 классов - 4:00. В свободное от учебы время в течение учебного
года продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в 2 раза.
3.6. Очистка
почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и др.)
Делать только с помощью лопат, грабель и другого инвентаря, не собирать их
незащищенными руками.
3.7. Запрещается
любая работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
4. Требования безопасности после окончания работы
4.1. При
получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации
учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное
учреждение.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1.1. Очистить и
сдать на хранение инвентарь.
1.2. Тщательно
вымыть руки с мылом.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 58
по безопасному поведению в общественном транспорте
Необходимо
помнить, что общественный транспорт - средство передвижения повышенного риска,
поэтому:
1.
Избегайте в темное время суток пустынных остановок, а,
ожидая автобус, трамвай или троллейбус, стойте на хорошо
освещенном месте рядом с другими людьми.
2.
Когда подходит автобус, не старайтесь стоять в первом
ряду - могут вытолкнуть под колеса.
3.
Нельзя спать во время движения, т.к. при резком
торможении можно получить травму.
4.
Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте
езды на ступенях и в переходе.
5.
Избегайте пустых автобусов, троллейбусов и трамваев, а
также вагонов электропоездов.
6.
Если вам приходиться ехать поздно, то садитесь около
водителя и ближе к проходу.
7.
Девушкам рекомендуется садиться рядом с женщинами.
8.
Если в салон вошел пассажир, ведущий себя
развязно, отвернитесь от него, не встречайтесь с ним глазами.
9.
Держите на виду свои вещи.
10. При
поездке в электричке в вечернее и ночное время садитесь в первый вагон и вагон где
есть пассажиры.
11. Нельзя
стоять в тамбуре и проходе вагона электропоезда; выходя из
транспорта, будьте внимательны т.к. можно попасть под колеса проезжающего мимо транспорта.
12. При
выходе из вагона держитесь за поручни.
В общественном транспорте запрещается:
- ходить без необходимости в автобусах, троллейбусах и
т. д.
- открывать двери с обеих сторон (допускается только
справа по движению);
- выглядывать из окон и высовывать руки;
- отвлекать водителя;
- включать или выключать какие-либо приборы (дергать
стоп-кран);
- нажимать
без надобности на аварийную кнопку.
Правила поведения на объектах железнодорожного транспорта
Чтобы уменьшить риск стать
жертвой железнодорожного транспорта, необходимо соблюдать следующие правила:
1.
При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 3-5 метров к
крайнему рельсу.
2.
На электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не
прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсам, и лежащим на земле
электропроводам.
3.
Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуйтесь
при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там, где их нет, - по
настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».
4.
Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в
отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива
или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося
подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход.
5.
При переходе через пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через
автосцепки.
6.
Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и
звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума, переходите через пути при
открытом шлагбауме, а при его отсутствии – когда нет близко идущего подвижного
состава.
7.
При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите
по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе
2 м от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
8.
Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в
вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной
платформы, будьте внимательны: не оступитесь и не попадите в зазор между
посадочной площадкой вагона и платформой.
9.
На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на
подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов. При
остановке поезда на перегоне не выходите из вагона.
В случае экстренной
эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только
самое необходимое. Окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми,
престарелым и инвалидам. При выходе через боковые двери и аварийные выходы
будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 59
по охране труда при проведении прогулок, экскурсий
1. Общие требования безопасности
1.1. К прогулкам, туристским
походам, экскурсиям и экспедициям допускаются дети дошкольного возраста и
учащиеся первого класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский
осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении прогулок,
туристских походов, экскурсий и экспедиций соблюдать правила поведения и
установленные режимы передвижения и отдыха.
1.3. При проведении прогулок,
туристских походов, экскурсий и экспедиций возможно воздействие на их
участников, следующих опасных факторов:
·
изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места
расположения группы;
·
потертости ног при неправильном подборе обуви;
·
травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
·
укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;
·
отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
·
заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из
непроверенных открытых водоемов.
1.4. При проведении прогулок,
туристских походов, экскурсий и экспедиций группу обучающихся должны
сопровождать двое взрослых.
1.5. Для оказания первой
медицинской помощи при травмах обязательно иметь мед аптечку с набором
необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.6. При несчастном случае
пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить об этом
руководителю прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции.
1.7. Обучающиеся должны
соблюдать установленный порядок проведения прогулки, туристского похода,
экскурсии или экспедиции и правила личной гигиены.
1.8. Обучающиеся, допустившие
невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к
ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по
охране труда.
2. Требования безопасности перед проведением
прогулки, туристского
похода, экскурсии, экспедиции
2.1. Пройти соответствующую подготовку, инструктаж,
медицинский осмотр и
представить справку о состоянии
здоровья.
2.2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и
соответствующую
погоде. Для предотвращения травм
и укусов ног надеть брюки или чулки.
3. Требования безопасности во время
проведения
прогулки, туристского
похода, экскурсии, экспедиции
3.1. Соблюдать дисциплину, выполнять все
указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять
установленный маршрут движения и не покидать места расположения группы.
3.2. Общая продолжительность прогулки
составляет 1-4 часа, а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна
превышать: для учащихся 1-2 классов -1 дня, 3-4 классов -3 дней, 5-6 классов -
18 дней, 7-9 классов - 24 дней, 10-11 классов - 30 дней.
3.3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить
костры.
3.4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
3.5. Не трогать руками ядовитых и опасных
животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих
растений и кустарников.
3.6. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
3.7. Во избежание заражения
желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных
водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо
брать с собой или кипяченую воду.
3.8. Соблюдать правила личной гигиены,
своевременно информировать руководителя прогулки, туристского похода, экскурсии
или экспедиции об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3.9. Уважать местные традиции и обычаи,
бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и
групповому имуществу.
4. Требования безопасности в аварийных
ситуациях
4.1. При укусе ядовитыми животными,
пресмыкающимися, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь,
отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации
учреждения.
4.2. При получении травмы оказать первую
помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное
учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования безопасности по окончании
прогулки, туристского
похода, экскурсии, экспедиции
5.1. Проверить по списку наличие обучающихся в группе.
5.2. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.
5.3. Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 60
по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных
местах
1.
Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что
на площадке (около двери) нет посторонних, в противном случае переждите.
2.
Никогда не заходите в лифт с посторонними (незнакомыми), а также в подъезд
или на лестничную площадку, если там стоят подозрительные люди, особенно группа
людей.
3.
Если на вас все же напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку «Вызов
диспетчера», но не кричите, особенно в тех случаях, когда не уверены, что
поблизости есть люди, способные помочь.
4.
Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые
старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
играют в азартные игры и т. п.
5.
Никогда не садитесь в машину, мотоцикл и т. п. с незнакомыми людьми.
6.
Не выносите на улицу дорогие вещи (магнитофон и т. д.), если около дома нет
старших.
7.
Не носите с собой ценности, деньги (без особой на то необходимости).
8.
Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам.
9.
Гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему дому, находиться в
знакомой компании. Последнее условие обязательно, если вы уходите далеко от
дома, особенно в чужой район, на танцы (дискотеку), рынок, в магазин, на
концерт и т. п. При этом желательно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь.
10.
Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство
самозащиты, иногда – спасение.
11. Если вы попали в западню
– нападающих больше, они явно сильнее, поблизости нет никого, кто мог бы прийти
на помощь, то лучше отдайте деньги или вещь, которую они требуют. Помните, что
ваша жизнь и здоровье дороже всего.
12. Если вас начинают
преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше света (ночью) и т.
д.
13. Никогда не играйте в
азартные игры, особенно на деньги со старшими ребятами или взрослыми, вообще с
незнакомыми людьми.
14. В целях личной
безопасности (профилактики хищений) необходимо:
- стараться не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу
и обратно, с места досуга;
- чаще менять маршруты своего движения в школу, магазин, к друзьям и т. д.;
- никогда не заговаривать с незнакомыми, а тем более в чем-то
подозрительными людьми;
- не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомыми людьми;
- всегда ставить в известность родственников о том, куда и когда вы
направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем
собираетесь возвращаться обратно (если есть возможность, сообщите номер
телефона, иные координаты, по которым вас можно найти).
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 61
по правилам безопасности при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, гранат
и неизвестных пакетов
2.
Сообщите о своей находке дежурному сотруднику полиции.
3.
Если вы заметили пакет, сумку, коробку в городском
транспорте, сообщите об этом водителю.
4.
Если вы все-таки оказались невольным свидетелем
террористического акта, не теряйте самообладания. Постарайтесь запомнить людей, убегавших
с места события, возможно, это и есть преступники.
5.
Постарайтесь оказать посильную помощь пострадавшим от взрыва или от
выстрелов до прибытия машин скорой помощи. Передайте свои сведения сотрудникам
спецслужб, прибывшим на место происшествия.
6.
Не играйте с взрывпакетом, если каким-то образом он оказался у вас. Можно
получить тяжелые ожоги.
7.
Не бросайте в костер патроны. Они могут выстрелить и ранить вас.
8.
Опасайтесь взрыва: кислородных баллонов, сосудов под
давлением, пустых бочек из-под бензина и растворителей, газо-воздушных смесей.
9.
Обнаружив подозрительный предмет, похожий на снаряд,
мину, гранату не приближайтесь к нему и не бросайте камни: снаряд может взорваться.
Место расположения подозрительного предмета оградите и сообщите о находке в полицию по телефону 102.
Сообщите о находке ближайшим людям и дождитесь прибытия полиции.
Запрещается:
1. Сдвигать с места,
бросать, поднимать взрывоопасные предметы.
2. Собирать
и хранить боеприпасы; пытаться их разбирать, нагревать и ударять.
3. Изготовлять
из снарядов предметы быта.
4. Использовать
снаряды для разведения костров, приносить их в помещение.
5. Собирать
и сдавать в металлолом боеприпасы.
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 62
по оказанию первой помощи пострадавшему
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:
- в
медпункте;
- в
кабинетах физики, химии, информатики, обслуживающего труда, технического труда;
- в
спортивном зале;
- в
учительской и приемной;
1. В случае поражения
электрическим током необходимо:
- отключить
электроэнергию с помощью рубильника или другого выключателя;
- перерубить
или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из
изолирующего материала;
- отбросить
сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
- при
невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего
от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела.
При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
1.2. Вызвать
скорую медицинскую помощь.
1.3. Оказать
первую медицинскую помощь:
- уложить
пострадавшего на подстилку;
- распустить
пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха;
- дать нюхать
нашатырный спирт;
- обрызгать
лицо и шею холодной водой;
- растереть
грудь и конечности спиртом;
- при
необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.
2. При отравлении угарным
газом необходимо:
- вынести
пострадавшего на свежий воздух;
- поднести к
носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
- при
необходимости применить искусственное дыхание;
- после
восстановления дыхания дать валериановых капель.
3. При порезах необходимо:
- при
порезах стеклом: тщательно осмотреть рану, очистить ее;
- промыть
рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином, перекисью водорода);
- обработать
рану йодом;
- наложить
повязку;
- при
сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить
давящую повязку.
4. При ушибах:
- положить
на место ушиба холодный компресс;
-
забинтовать ушибленное место.
5. При термическом ожоге:
- смочить
обожженное место спиртом или раствором соды;
- наложить
марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
-
забинтовать.
6. При ожоге едкими
щелочами:
- обильно
смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;
- смазать
борным вазелином;
- наложить
марлю или вату;
-
забинтовать.
7. При ожоге кислотами:
- обильно
смочить обожженное место раствором соды;
- наложить
повязку, смоченную известковой эмульсией;
- покрыть
ватой;
- забинтовать.
Содержание
аптечки и назначение лекарственных препаратов:
1.
Перевязочные материалы:
-бинты;
-вата;
- индивидуальные
перевязочные пакеты;
- лейкопластырь;
- пакеты со
стерильными медицинскими салфетками.
2. Жгут
кровоостанавливающий.
3.
Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки
кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомых.
4. Настойка
валерианы (успокаивающее средство).
5.
Пятипроцентный спиртовой раствор йода (для обработки ран).
6.
Перманганат калия (для промывания желудка, обработки ран).
7. Питьевая
сода (для промывания желудка, обработки кожи при ожогах).
8. Борный
вазелин (для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений,
для смазывания кожи).
9.
Активированный уголь (для лечения различных острых отравлений).
10. Борная
кислота (для промывания глаз, обработки кожи).
11.
Нитроглицерин или валидол (при болях в сердце).
12.
Анальгин, амидопирин (при различных болях, ранениях).
13.
Папаверин (при гипертоническом кризе, болях в сердце).
Перевязочный материал и
лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их
количество должно соответствовать числу учащихся в классе.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 63
по безопасности жизнедеятельности
правила поведения учащихся на каникулах
1. Общие
положения
1.1. Инструктаж «Правила поведения учащихся на каникулах» проводят
классные руководители с учениками своего класса четыре раза в год (перед
каждыми каникулами).
1.2. В специальном журнале делается отметка о проведении
инструктажа и ставятся подписи учителя и учеников.
2. Общие правила
поведения
2.1. В общественных местах быть вежливым и внимательным к детям и
взрослым, соблюдать нормы морали и этики.
2.2. Быть внимательным и осторожным на проезжей части дороги,
соблюдать правила дорожного движения.
2.3. В общественном транспорте быть внимательным и осторожным при
посадке и выходе, на остановках.
2.4. Во время игр соблюдать правила игры, быть вежливым.
2.5. Не разговаривать с посторонними (незнакомыми) людьми. Не
реагировать на знаки внимания и приказы незнакомца. Никуда не ходить с
посторонними.
2.6. Не играть в темных местах, на свалках, д площадках, пустырях и
в заброшенных зданиях, рядом с железной дорогой и автомагистралью.
2.7. Всегда сообщать родителям, куда идешь гулять.
2.8. Без сопровождения взрослых и разрешения родителей не ходить к
водоемам (рек, озер, водохранилищ) и в лес, не ехать в другой населенный пункт.
2.9. Одеваться по погоде.
2.10. Не
раздражать и не гладить бездомных собак и других животных.
2.11. Находясь дома, быть внимательным при обращении с острыми,
режущими, колющими предметами и электронагревательными приборами; не играть со
спичками, зажигалками.
3. Правила поведения на
осенних каникулах.
3.1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
3.2. Находясь вблизи водоемов, не входить в воду, не ходить по краю
обрыва.
3.3. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по
деревьям, внимательно смотреть под ноги.
3.4. При использовании скутеров, велосипедов соблюдать правила
дорожного движения.
3.5. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов,
помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по
тротуару.
3.6. Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и
одежду с длинными рукавами, чтобы избежать укусов клещей и других насекомых.
4. Правила поведения на
зимних каникулах.
4.1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
4.2. В случае гололеда не спешить при ходьбе, не обгонять прохожих.
При падении пытаться упасть на бок, не хвататься за окружающих.
4.3. Во время катания на горках и катках, быть предельно
внимательным, не толкаться, соблюдать правила техники безопасности:
4.3.1.Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м
при спусках с горы - не менее 30 м; при спуске с горы не выставлять вперед
лыжные палки; после спуска с горы не останавливаться у подножия горы, чтобы
избежать столкновений с другими лыжниками; немедленно сообщить взрослым
(родителям, знакомым) о первых же признаках обморожения; чтобы избежать
натирания ног не ходить на лыжах в тесном слишком свободном обуви.
4.3.2. Во время катания на коньках надо стараться обходить тех, кто
плохо катается. При падении держать руки ближе к телу и стараться как можно
быстрее подняться на ноги. Надо считаться с конькобежцами, которые «выписывают»
дуги и пируэты спиной вперед столкновения с ними не исключены. По неписаному
правилу крытых катков, двигаться следует вдоль борта в одном направлении.
4.4. Находясь возле водоемов, не ходить по льду (лед может
оказаться тонким).
4.5. Использовать бенгальские огни и т.п. только в присутствии и с
разрешения взрослых в специально отведенных для этого местах, соблюдая правила
пожарной безопасности и инструкцию по применению.
4.6. Играя в снежки, не метит в лицо и в голову.
4.7. Не ходить вдоль домов - возможно падение снега и сосулек.
5. Правила поведения на
весенних каникулах:
5.1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
5.2. Не ходить вдоль домов - возможно падение снега и сосулек.
5.3. Не подходить к водоемам с тающим льдом. Или не кататься на
льдинах.
5.4. При использовании скутеров, велосипедов соблюдать правила
дорожного движения.
5.5. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов,
помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по
тротуару.
5.6. Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и
одежду с длинными рукавами, чтобы избежать укусов клещей и других насекомых.
5.7. Находясь вблизи водоемов, не входить в воду, не ходить по краю
обрыва.
5.8. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.
6. Правила поведения на
летних каникулах.
6.1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
6.2. Находясь на улице, надеть головной убор во избежание
солнечного удара. При повышенном температурном режиме пытаться находиться в
помещении или в тени, чтобы не получить тепловой удар.
6.3. При использовании скутеров, велосипедов соблюдай правила
дорожного движения.
6.4. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов,
помни, что проезжая часть не предназначена для их использования, ты должен
кататься по тротуару.
6.5. Находясь вблизи водоемов, соблюдать правила поведения на воде.
Не купаться в местах с неизвестным дном. Входить в воду только с разрешения
родителей и во время купания не стоять без движений. Не прыгать в воду головой
вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при
нахождении вблизи других пловцов. Не оставаться при нырянии долго под водой.
Или не купаться более 30 мин., если же вода холодная, то не более 5-6 мин. НЕ
заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не
купаться при большой волне, не подплывать близко к
моторным лодкам, пароходов, барж и другим плавательным средствам. Почувствовав
озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах не
теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.
6.6. Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и
одежду с длинными рукавами, чтобы избежать укусов клещей и других насекомых.
6.7. Во время похода в лес не поджигать сухую траву, не лазить по
деревьям, внимательно смотреть под ноги.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 64
по электробезопасности для обучающихся
1.
Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур
сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится
в обратной последовательности.
2.
Уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте электроприборы
(утюг, телевизор и т. п.).
3.
Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
4.
Никогда не тяните за электрический провод руками - может случиться
короткое замыкание.
5.
Ни в коем случае не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь
до него - может ударить током.
6.
Не пользуйтесь утюгом, чайником, плиткой без
специальной подставки.
7.
Не прикасайтесь к нагреваемой воде, и сосуду (если он металлический) при
включенном в сеть нагревателе.
8.
Никогда не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.
9.
Не вешайте цветочные горшки над электрическими проводами.
Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы
водой.
1. Не прикасайтесь к
провисшим или лежащим на земле проводам.
2. Опасно влезать на крыши
домов и строений, где вблизи проходят линии электропередач, а также на опоры
(столбы) воздушных линий электропередач.
3. Не пытайтесь проникнуть
в распределительные устройства, трансформаторные подстанции, силовые щитки -
это грозит смертью.
4. Не
используйте бумагу или ткань в качестве абажура электроламп.
5. Не пытайтесь проводить
ремонт электроприборов при их включенном состоянии (в электросети).
В случае возгорания электроприборов, если вы не можете погасить вспышку пожара, вызывайте по телефону пожарную службу
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ № 65
Для
младших школьников:
1.
Нельзя трогать спички и играть с ними.
2.
Опасно играть с игрушками и сушить
одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью.
3.
Недопустимо без разрешения взрослых
включать электроприборы и газовую плиту.
4.
Нельзя разводить костры и играть около
них.
5.
Если увидел пожар, необходимо сообщить
об этом родителям или взрослым.
Для
старших школьников:
6.
Следите, чтобы со спичками не играли
маленькие дети, убирайте их в недоступные для малышей места.
7.
Не нагревайте незнакомые предметы,
упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки.
8.
Не оставляйте электронагревательные
приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор.
Уходя из дома, выключайте электроприборы из сети.
9.
Помните, что опасна не только бочка с
бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся
жидкости, и зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
10.
Не разжигайте печь или костер с помощью
легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, солярка).
11.
Не оставляйте не затушенных костров.
12.
Не поджигайте сами и не позволяйте
младшим поджигать тополиный пух или сухую траву.
13.
При обнаружении пожара сообщите взрослым
и вызовите пожарных по телефону 101.
На
территории школы:
14.
Запрещается разводить костры, зажигать
факелы, применять фейерверки и петарды, другие горючие составы.
15.
Запрещается курить в здании школы и на
ее территории.
16.
Запрещается приносить в школу спички,
горючие жидкости (бензин и растворители), легковоспламеняющиеся вещества и
материалы.
17.
Запрещается пользоваться в классах и
кабинетах осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и
спиралью.
18.
Категорически не допускается бросать
горящие спички в контейнеры-мусоросборники.
В случаях пожарной опасности производится эвакуация школы, сигналом к которой является три длинных звонка или сообщение «пожарная тревога» по громкой связи.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 66
по правилам поведения в гололед, при падении снега,
сосулек и наледи с крыш домов
В зимний период во время гололеда и оттепели возможны следующие опасные
факторы:
- травмы головы и конечностей;
- вывихи и
переломы;
-
повреждения позвоночника;
- растяжения
и разрывы связок;
- ушибы мышц.
1. Во время гололеда, выходя из дома,
одевайте удобную и нескользящую обувь. На обувь с гладкой подошвой можно
наклеить лейкопластырь. Идите по краю пешеходной дорожки, не торопитесь, обходите
других пешеходов осторожно.
2. Поднимаясь или спускаясь по
ступенькам держаться за поручни, перила. Ноги на скользкие ступеньки ставить
аккуратно, немного под углом.
3. Переходя через дорогу, соблюдайте
правила дорожного движения, не переходите улицу и не перебегайте перед близко
идущим транспортом. ПОМНИТЕ - проезжая часть скользкая и торможение транспорта
затруднено, возможны заносы.
4. При наличии светофора - переходите
только на зеленый свет.
5. В гололед выбирайте более безопасный
маршрут и выходите из дома заблаговременно.
6. В случае падения на проезжей части
дороги, постарайтесь быстрее подняться и отойти на безопасное место, если не
можете подняться - попросите прохожих оказать вам помощь, если их нет, то
постарайтесь отползти на край дороги в безопасное место.
7. Если произошел несчастный случай,
необходимо срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение и сообщить кл.
руководителю, директору.
8. При больших снегопадах и оттепели
выходя из зданий, не задерживаться на крыльце, а быстро отходить на безопасное
расстояние от здания (5 метров). Входя в здание обязательно поднять голову
вверх, и убедиться в отсутствии свисающих глыб снега, наледи и сосулек.
9. При перемещении на улице, не ходить
вдоль стен здания, а перемещаться по пешеходным дорожкам, подходя к зданию на
безопасное расстояние обязательно поднимать голову вверх, и только убедившись в
отсутствии наледи, сосулек и свисающих глыб проходить в этом месте. Если
участок пешеходной дороги огорожен, и идет сбрасывание снега с крыш,
обязательно обойти это место на безопасном расстоянии. Выполнять требования
указателей или словесных объяснений работников коммунальных служб.
Если произошел несчастный случай, необходимо
оттащить пострадавшего на безопасное расстояние, оказать ему помощь, в случае
необходимости срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение и
обязательно сообщить о случившемся в учебное заведение
кл. руководителю, директору
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 67
по правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте
1.
При выходе на улицу посмотри сначала налево, потом
направо, чтобы не помешать прохожим.
2.
Маршрут в школу выбирай самый безопасный, тот, где
надо реже переходить улицу или дорогу.
3.
Когда идешь по улицам города, будь осторожен. Не
торопись. Иди только по тротуару или обочине.
4.
Меньше переходов - меньше опасностей.
5.
Иди не спеша по правой стороне тротуара.
6.
По обочине иди шагом подальше от края дороги.
7.
Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
8.
Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот
может выехать автомобиль.
9.
Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры
могут резко открыть дверь и ударить тебя.
10.
Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Прежде
чем переходить улицу, посмотри налево. Если, проезжая часть свободна
- иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение
транспорта началось, подождите на «островке безопасности». Теперь
посмотри направо. Если, проезжая часть свободна, закончи переход.
12. Улицу,
где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому:
так безопасней.
13. Если
на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника полиции помочь ее
перейти.
14. Ожидай транспорт
на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки.
15. При
посадке в автобус, троллейбус, трамвай соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.
16.
В автобус, троллейбус, трамвай входи через задние
двери.
17. Выходи
только через передние двери. Заранее готовься к выходу, пройдя вперед.
18.
Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся.
19. Трамвай
обходи спереди. Автобус и троллейбус - сзади. Выйдя из автобуса,
трамвая нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему
переходить на другую сторону.
20. Когда
переходишь улицу, следи за сигналом светофора: красный - СТОП - все должны
остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - жди следующего сигнала;
зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу.
21. Находясь
в транспорте, не ходи по салону, держись за поручень, не выглядывай
из окон, не высовывай руки, не нажимай без надобности на аварийные кнопки.
22. Не
устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на
велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.
23.
Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим
транспортом.
24.
Не цепляйся за проходящий мимо транспорт.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 68
по применению пиротехнических средств
Применение пиротехнической
продукции должно осуществляться исключительно в соответствии с требованиями
инструкции по эксплуатации завода-изготовителя, которая содержит:
- ограничения по условиям
применения изделия;
- способы безопасного запуска;
- размеры опасной зоны;
- условия хранения, срок годности и способы утилизации.
Применение
пиротехнических изделий запрещается:
- в
помещениях, зданиях, сооружениях, а также на крышах, балконах и лоджиях;
- на
территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов, возле линий электропередач;
- на
сценических площадках при проведении концертных и торжественных мероприятий;
- на
территориях объектов культурного наследия, заповедников, заказников и
национальных парков.
- не допускается
применение изделий с истекшим сроком годности, следами порчи, без инструкции по
эксплуатации и сертификата соответствия (декларации о соответствии либо знака
соответствия).
Правила
безопасности при запуске петард и фейерверков:
1. Тщательно
изучите перед запуском инструкцию!
2. Перед тем
как поджечь фитиль вы должны точно знать, где у изделия верх и откуда будут
вылетать горящие элементы. Нельзя даже в шутку направлять фейерверки в сторону
зрителей.
3. Площадка
для запуска должна быть ровной, над ней не должно быть деревьев, линий
электропередач и др. препятствий. Кроме того, она должна находиться на
расстоянии не менее 50 метров от жилых домов. Ракеты часто залетают на балконы
или, пробивая оконные стекла, в квартиры, служат причиной пожара. Кроме того,
фейерверки могут попасть в людей.
4. Не
бросайте горящие петарды в людей и животных!
5. Запускать
петарды детям запрещено!
6. Не
задерживайте горящую петарду в руках!
7. Нельзя
помещать петарду в замкнутый объем: банку, ведро, бутылку!
8.Используйте
петарды только на открытом воздухе!
9.
Приближаться к горящей петарде нельзя ближе, чем на 5-10 м!
10. Хранить
и переносить петарды следует только в упаковке! Не носите петарды в карманах!
11.
Разбирать петарду запрещается!
12.
Категорически запрещается сжигать фейерверки на кострах.
13. Ни в
коем случае не наклоняйтесь над пиротехникой.
14. Если
петарда не сработала - не пытайтесь проверить или поджечь фитиль еще раз.
15. Не
запускайте ракеты во дворах-колодцах, в квартирах, вблизи домов и на небольших
огороженных территориях. Помните, что места для запуска каждого конкретного
изделия должны быть указаны в инструкции.
16. Не
держите изделие в руках после поджога. Отбросьте от себя на 5-6 метров или
после того, как фитиль был подожжен, положите на землю и быстро удалитесь на
расстояние 5-6 метров от изделия!
17.
Уничтожают фейерверки, поместив их в воду на срок до двух суток. После этого их
можно выбросить с бытовым мусором.
Правила
по использованию бенгальской свечи:
1. Удерживайте бенгальскую
свечу за свободную от пиротехнического состава поверхность на вытянутой руке
под углом 45 градусов или зафиксируйте её в земле или плотном снегу, придав
свече вертикальное направление.
2. Подожгите верхний кончик бенгальской
свечи, не наклоняясь над изделием.
Запрещено направлять бенгальскую свечу
на людей и предметы.
При использовании пиротехнических изделий руководствуйтесь рекомендациями, изложенными выше, а также чётко следуйте инструкции, нанесённой на упаковке изделия!
Классный час 24.04.20 "День Гражданской обороны"
Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны (World Civil Defence Day). В 1931 году по инициативе нескольких государств французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» — «зон безопасности», для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах.
Впоследствии Ассоциация была преобразована в Международную организацию гражданской обороны (International Civil Defence Organisation, ICDO; русск. — МОГО). В 1972 году МОГО получила статус межправительственной организации. В настоящий момент государствами-членами МОГО являются 58 страны, 16 государств имеют статус наблюдателей.
Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах — членах МОГО — с целью привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты и повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий или аварий, а также отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.
День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу Устав МОГО, который одобрили 18 государств.
Среди направлений деятельности МОГО следует выделить следующие: подготовка национальных кадров в области управления в период чрезвычайных ситуаций; оказание технической помощи государствам в создании и совершенствовании систем предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения; пропаганда опыта и знаний по гражданской обороне и вопросам управления в период чрезвычайных ситуаций.
Подготовка специалистов проводится в Учебном центре гражданской обороны в Швейцарии.
МЧС России вошло в Международную организацию гражданской обороны в 1993 году, имеет в постоянном секретариате МОГО представителей и участвует во всех основных мероприятиях, проводимых этой организацией. День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября.
Классный час 17.04.20 "Права и обязанности подростка" презентация 👉
Домашнее задание на всю неделю 👉 13.04.20-17.04.20